Рус
Eng
Телефон бронирования:
8 (495) 232-48-98
reservation@hotel-medea.ru
Адрес гостиницы:
Россия, Москва, Пятницкий пер., дом 4, стр. 1
Метро «Новокузнецкая», «Третьяковская»
Визовая
Поддержка
Главная » Рядом с гостиницей » История Замоскворечья

История Замоскворечья

Часть Москвы, свободно раскинувшаяся на правом низком берегу реки, напротив Кремля, издавна зовется Замоскворечьем и является одним из красивейших и интереснейших районов столицы, символом старой Москвы. Особое своеобразие и прелесть ему придают глубокая излучина Москвы-реки и плавная дуга Водоотводного канала, с трех сторон - с запада, севера и востока - омывающие заповедный район. От набережных реки и канала расходятся главные улицы Замоскворечья - Большая Якиманка, Большая Полянка, Большая Ордынка, Пятницкая, Новокузнецкая, а между ними разбросана живописная сеть переулков. Садовое кольцо стягивает пояском излучину в местах древней Калужской и Серпуховской застав. Отсюда шли дороги на юг, которые во многом определили историческое развитие Замоскворечья.

История этого района начинается с XIII века, а первое упоминание о Заречье (так называли тогда Замоскворечье) датируется 1365 годом. Известно, что собранную дань везли из Кремля в Золотую Орду по дороге, названную впоследствии Ордынкой. Вдоль этой дороги и возникли первые поселения. Однако заселению Заречья в тот период мешали набеги монголо-татар, поэтому его интенсивная застройка началась только после сооружения укреплённых монастырей на восточных, юго-восточных и южных окраинах города Москвы.

Топонимика современных улиц Замоскворечья доносит до нас отголоски глубокой древности и напоминание о профессиях людей, некогда населявших этот район: местность между Москва-рекой и её старицей (ныне Водоотводный канал) затаплялась во время наводнений, отсюда и названия улиц и набережных Замоскворечья. Так например, слово «Раушская» (Раушская набережная) произошло от «ровушки» (так называли рвы, которые выполняли дренажную функцию в болотистой местности за Москвой-рекой), а название улицы «Балчуг» - это татарское «балчык» («грязь, глина»), - эта местность в XIV-XV веках использовалось как пастбище. Наименование «Озерковская» (набережная и переулок) подсказывает нам, что здесь когда-то было много озер, а «Болотная» (площадь), - что. От древнего моста, на месте которого сейчас находится Большой Москворецкий мост, начиналась еще одна важная улица Замоскворечья – Пятницкая, названная так в честь располагавшейся здесь церкви Параскевы Пятницы. Рядом с другой, одной из древнейших московских церквей, Иоанна Предтечи, построенной в XII веке на Бору рядом с первым деревянным Кремлем, шумел Ленивый Торжок (Ленивка), где торговали с возов. Большой Каменный мост соединял эту торговую улицу с Замоскворечьем. В XVI веке в Заречье одна за другой стали появляться ремесленные слободы - садовников (по приказу князя Василия Дмитриевича здесь был разбит "государев сад"), кадашей (ремесленников, которые делали кадки для дворцового обихода), ордынцев (государевых людей, возивших дань в Орду), толмачей (переводчиков), кузнецов, кожевников, казаков. Названия древних слобод сохранились в именах современных улиц: Садовническая набережная, Кадашевские, Толмачевские, Казачьи, Новокузнецкие переулки, Новокузнецкая улица и др.) На окраине Заречья казанские и ногайские торговцы образовали Татарскую слободу. Теперь это Большая Татарская улица и Тататрский переулок. Монетные (и Монетчиковские) переулки около Земляного Вала напоминают нам о бывшем здесь монетном дворе.

К XVI-XVII векам территория Заречья уже сплошь была занята слободами, среди которых выделялись Кадашевская слобода с Хамовным двором и Овчинная слобода. Южнее находились Стрелецкие слободы и Казачья слобода (отсюда и название 1го и 2го Казачьих переулков). 24 августа 1612 года казаки и ополченцы К. Минина разбили в Замоскворечье в районе современного Климентовсокого переулка польский отряд гетмана Ходкевича, который прорывался к осаждённым в Кремле полякам.

Во второй половине XVII века здесь активно велось каменное строительство, возведены многочисленные палаты и церкви. Этой земле издревле покровительствовал Николай Чудотворец, – ему были посвящены храм Черниговских чудотворцев, а также храмы Николы в Пыжах, Толмачах, Кузнецах и Берсеневе. В это же время были возведены храмы Григория Неокесарийского, Воскресения в Кадашах, Богоматери всех скорбящих Радость и многие другие.

К XVII в. в Замоскворечье сложился особый уклад жизни слободских ремесленников, по своим занятиям связанных с обслуживанием царского двора в Кремле. Многочисленные слободы держались обособленно, каждая имела свое управление, свою церковь, чтила свой праздник. Обилие церквей здесь поражало. Другую часть населения составляли посадские люди, торговцы, которые по мере расширения торговли стали переселяться в Замоскворечье, оставляя в Китай-городе одни лавки. Третью часть составляли военные люди, основавшие стрелецкие и казачьи слободы еще при Иване Грозном.

В XVIII в. перенесение столицы по приказу Петра Первого из Москвы в Петербург разорвало тесную связь Замоскворечья с царским двором, и слободской уклад начинает постепенно умирать. Основным населением теперь становятся торговые люди купеческого сословия, и на территории Заречья, расположенной внутри сегодняшнего Садового кольца, начинают строить купеческие дома. К концу века появляются и барские усадьбы. Постепенно этот район превращается в уголок Москвы сплошь занятый мещанскими и купеческими домами с длинными деревянными заборами и бесконечными садами да живописно разбросанными среди них многочисленными церквами. Природные составляющие - Москва-река с зелеными берегами, поляны, перелески - играли значительную роль в городской среде Заречья. Если посмотреть на старые фотографии Замоскворечья, почитать описания современников, то можно сделать вывод, что в деталях это был достаточно разностильный и разношерстный район. Но при определенном освещении, при восходах и закатах солнца, когда храмы и церкви горели как духовные свечи над окутанной легкой мглой действительностью, в праздники под густой непрерывный звон, какого нет по всей Москве, наши предки, наверное, испытывали высочайший подъем духа, получая большой заряд положительных эмоций. Иностранцы, посещавшие Москву в XVIII-XIX вв., когда не было еще ни кино, ни фотографии, но была потребность в документальном рассказе о других странах и городах, отмечали, что "никакой город не даст такого впечатления совершенной новизны, даже Венеция", как Москва, и делали этот вывод на основе восторженного впечатления, когда видели панораму города с высоты Кремля. "Набережная на другом берегу Москвы-реки, вдоль которой идут особняки и великолепные дома современной архитектуры, прямыми своими линиями создает как бы основание огромному океану домов и крыш, которые тянутся за ней до бесконечности... Нельзя представить себе ничего более прекрасного, богатого, роскошного, сказочного, чем эти купола с сияющими золотом крестами... Я долго стоял вот так, в восторженном оцепенении... погруженный в молчаливое созерцание", - писал французский путешественник Теофиль Готье.

Суровое испытание выпало на долю Москвы в начале XIX в. После наполеоновского нашествия и опустошительного пожара 1812 года город пришлось практически застраивать заново. Но уже через два десятка лет в Замоскворечье нельзя было увидеть и следов разрушений; были восстановлены и построены новые многочисленные храмы, создающие неповторимый силуэт местности, в т.ч. комплекс Марфо-Мариинской обители великой княгини Елизаветы Федоровны.

А вместе с православным Замоскворечьем был восстановлен и сложившийся здесь совершенно особенный, опутанный всевозможными условностями образ жизни купцов и мещан, замечательно отраженный в произведениях великого русского драматурга А.Н.Островского, уроженца Замоскворечья (род. в апреле 1823 г. в доме № 9 по ул. Малая Ордынка), вошедшего в историю Москвы как «Колумб» Замоскворечья.

Список знаменитых имен, связанных с Замоскворечьем можно продолжить, ведь после реформы 1861 г. под воздействием нового положения разбогатевшего купечества жизнь в Замоскворечье значительно изменилась. И на этом поле "темного царства" расцвели прекрасные цветы широкой благотворительности, коллекционерства и поддержки всякого рода культурных начинаний. Можно без преувеличения сказать, что культурное возрождение в литературе, живописи, музыке, театре, образовании конца XIX - начала XX в. в Москве в той или иной степени связано с Замоскворечьем, с деятельностью замечательных людей, которые жили и творили здесь: великий русский композитор П.И.Чайковский, классики отечественной словесности Л.Н. Толстой, А. Григорьев, А.А. Фет, М. Пришвин, А.П.Чехов, С.А. Есенин, А.А. Ахматова, Б.Л. Пастернак и другие. История Замоскворечья тесно связана с именами известнейших российских меценатов и предпринимателей: Демидовых, Третьяковых, Бахрушиных, Морозовых, Рябушинских. В истории Замоскворечья это был период наивысших духовных достижений.

Бурные события 20-50-х годов ХХ века отодвинули на второй план исторические ценности Замоскворечья. Не обошлось и без неоправданных потерь. Так, в 1934 г. был разрушен замечательный ансамбль церкви Параскевы Пятницы, давшей название улице. На его месте сейчас расположен вестибюль станции метро "Новокузнецкая". В 60-70-е годы возникло движение защиты исторических ценностей Замоскворечья, многие улицы и переулки объявлены заповедными зонами.